Рюкзак. Как он появился?
Рюкзак. Как он появился?
Когда появился первый рюкзак - точно никто не знает. Но вполне очевидно, что случилось это в незапамятные времена. Уникальная находка была сделана 19 сентября 1992 г., на леднике Симилаун в Альпах к югу от Инсбрука. Антропологам удалось обнаружить прекрасно сохранившееся тело доисторического человека. На спине он носил кожаный рюкзак на U-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками из лиственницы. Именно в рюкзаке находилась наибольшая часть его пожиток, по которым находку датировали примерно 2700-м годом до Р.Х. Таким образом, самому древнему найденному рюкзаку почти 5000 лет.
С рюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, рюкзаки входили в военную форму легионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасе с лямками - прообразе станкового рюкзака. Индейцы Северной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень, и носили на этой конструкции добычу после охоты.
В более поздние времена рюкзаки использовались практически всеми армиями мира, и именно военные придумали большинство современных типов рюкзаков. На смену коже и деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон и алюминий. Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками.
В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов прошлого века. С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию "для дачи". Затем появился знаменитый "абалаковский" рюкзак, названный так по фамилии своего создателя, известного советского альпиниста, руководителя первой экспедиции на пик Ленина. Абалаковский рюкзак не был чем-то уникальным, он заимствовал передовой европейский опыт в разработке снаряжения - в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие и австрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучить их опыт. В последующем промышленность стала производить упрощенный и гораздо менее удобный вариант "абалаковского" рюкзака, и именно его еще недавно можно было купить в спортивных магазинах.
Следующая легендарная модель носила имя Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня. "Яровские" рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку - это называлось "отправить медведя в ссылку". Как видите, дизайну всегда уделяли большое внимание.
Вышеперечисленные рюкзаки были мягкими, то есть не имели рамы-станка или какого-либо иного элемента жесткости. Производился отечественной промышленностью и станковый рюкзак "Ермак". Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб. По статистике несчастных случаев, "Ермак" повинен не в одном сломанном шейном позвонке - такова цена не слишком удачной конструкции: при падении туристы имели все шансы удариться затылком о верхнюю перекладину каркаса.
Вполне понятно, что все эти модели не удовлетворяли растущим запросам отечественных путешественников, поэтому в 70-80х годах пышно расцвели самодельные рюкзаки. Их было превеликое множество, от разнообразия конструкций разбегались глаза. К концу 80-х годов выработался более-менее стереотипный вариант, в узких кругах почему-то называвшийся "американкой". Основные принципы были такие: в качестве внутреннего каркаса использовался лист жесткого толстого пенополиэтилена, служащий одновременно ковриком, мешок имел высоту в среднем около 80 см при ширине 35-40 см., обязательное наличие широкого поясного ремня, сверху большой клапан, для регулировки объема - боковые стяжки или шнуровка. Самой важной отличительной чертой была система подвески лямок, которые имели третью дополнительную точку крепления над плечами, чтобы высокий рюкзак не отваливался назад от спины. Изготавливались эти рюкзаки из технического капрона, который добывали всеми правдами и неправдами. Пряжки самостоятельно выпиливали из листового дюраля, или покупали в хозтоварах стальные кольца для ключей. В общем, скучно не было.
В начале 90-х появились кооперативы по производству снаряжения, куда подались те, кто и раньше шил рюкзаки на заказ. Довольно быстро некоторые из этих кооперативов превратились в уважаемые фирмы, продукцию которых мы все можем сегодня наблюдать в магазинах.
Одними из первых изделий NOVA TOUR все в тех же, уже далеких 90-х, так же были рюкзаки. Сегодня рюкзаки NOVA TOUR пользуются заслуженной популярность у туристов, охотников, рыболовов, любителей отдыха на природе. Но это уже совсем другая история…
С рюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, рюкзаки входили в военную форму легионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасе с лямками - прообразе станкового рюкзака. Индейцы Северной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень, и носили на этой конструкции добычу после охоты.
В более поздние времена рюкзаки использовались практически всеми армиями мира, и именно военные придумали большинство современных типов рюкзаков. На смену коже и деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон и алюминий. Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками.
В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов прошлого века. С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию "для дачи". Затем появился знаменитый "абалаковский" рюкзак, названный так по фамилии своего создателя, известного советского альпиниста, руководителя первой экспедиции на пик Ленина. Абалаковский рюкзак не был чем-то уникальным, он заимствовал передовой европейский опыт в разработке снаряжения - в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие и австрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучить их опыт. В последующем промышленность стала производить упрощенный и гораздо менее удобный вариант "абалаковского" рюкзака, и именно его еще недавно можно было купить в спортивных магазинах.
Следующая легендарная модель носила имя Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня. "Яровские" рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку - это называлось "отправить медведя в ссылку". Как видите, дизайну всегда уделяли большое внимание.
Вышеперечисленные рюкзаки были мягкими, то есть не имели рамы-станка или какого-либо иного элемента жесткости. Производился отечественной промышленностью и станковый рюкзак "Ермак". Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб. По статистике несчастных случаев, "Ермак" повинен не в одном сломанном шейном позвонке - такова цена не слишком удачной конструкции: при падении туристы имели все шансы удариться затылком о верхнюю перекладину каркаса.
Вполне понятно, что все эти модели не удовлетворяли растущим запросам отечественных путешественников, поэтому в 70-80х годах пышно расцвели самодельные рюкзаки. Их было превеликое множество, от разнообразия конструкций разбегались глаза. К концу 80-х годов выработался более-менее стереотипный вариант, в узких кругах почему-то называвшийся "американкой". Основные принципы были такие: в качестве внутреннего каркаса использовался лист жесткого толстого пенополиэтилена, служащий одновременно ковриком, мешок имел высоту в среднем около 80 см при ширине 35-40 см., обязательное наличие широкого поясного ремня, сверху большой клапан, для регулировки объема - боковые стяжки или шнуровка. Самой важной отличительной чертой была система подвески лямок, которые имели третью дополнительную точку крепления над плечами, чтобы высокий рюкзак не отваливался назад от спины. Изготавливались эти рюкзаки из технического капрона, который добывали всеми правдами и неправдами. Пряжки самостоятельно выпиливали из листового дюраля, или покупали в хозтоварах стальные кольца для ключей. В общем, скучно не было.
В начале 90-х появились кооперативы по производству снаряжения, куда подались те, кто и раньше шил рюкзаки на заказ. Довольно быстро некоторые из этих кооперативов превратились в уважаемые фирмы, продукцию которых мы все можем сегодня наблюдать в магазинах.
Одними из первых изделий NOVA TOUR все в тех же, уже далеких 90-х, так же были рюкзаки. Сегодня рюкзаки NOVA TOUR пользуются заслуженной популярность у туристов, охотников, рыболовов, любителей отдыха на природе. Но это уже совсем другая история…